Федеральная Площадка РФ

Новые правила приема студентов в вузы вступят в силу с 2021/22 учебного года

Минобрнауки России утвердило порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Новые правила вступят в силу с 2021/22 учебного года.
Основной акцент – на расширении возможностей вузов по проведению приема на обучение и возможностей абитуриентов при поступлении в вузы. 
1. Введена возможность проведения единого конкурса по нескольким родственным специальностям или направлениям подготовки в пределах укрупненной группы. Раньше конкурс можно было проводить только раздельно по каждой специальности или направлению подготовки. 
Единый конкурс позволит отобрать наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курса обучения.
2. Вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Например, вступительное испытание по физике и информатике. При этом абитуриент сможет представить результат ЕГЭ по физике или информатике по своему усмотрению. 
Для вузов это означает увеличение числа абитуриентов для отбора лучших, для абитуриентов – расширение возможностей поступления с различным набором результатов ЕГЭ. Особенность данного нововведения востребовано при приеме на направления подготовки (специальности) в сфере информационных технологий. 
3. Вузы будут самостоятельно устанавливать вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования. Ранее перечень таких вступительных испытаний должен был, согласно общему правилу, совпадать со вступительными испытаниями лиц, поступающих на базе среднего общего образования.
4. Вузы будут самостоятельно устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым абитуриент вправе участвовать в конкурсе – не менее 2 и не более 10 (ранее было установлено - не более 3 направлений подготовки и (или) специальностей). 
5. Подача документов в электронной форме (наряду с представлением документов лично и по почте) становится обязательным способом для вузов. В 2020 году электронная форма подачи документов была определена особенностями приема, принятыми в условиях распространения коронавирусной инфекции. До 2020 года прием документов в электронной форме проводился по решению вуза. Теперь это общее правило, которое расширит возможности абитуриентов, особенно из отдаленных регионов, по выбору вузов и направлений подготовки. 
6. Устанавливается возможность для поступающих внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление о приеме (например, по другой специальности). Ранее это возможно было только при условии отзыва ранее поданного заявления о приеме.
7. Конкурсные списки абитуриентов будут обновляться вузами ежедневно не менее 5 раз в день. Это позволит абитуриентам иметь актуальную информацию о конкурсной ситуации. Ранее предусматривалось обновление один раз в день.
8. Упрощена процедура зачисления по программам бакалавриата и специалитета на бюджетные места по очной форме обучения. Зачисление будет проводиться в 2 этапа – этап приоритетного зачисления (зачисление абитуриентов без вступительных испытаний, абитуриентов, имеющих льготы и заключивших договоры о целевом обучении) и основной этап зачисления (до настоящего времени зачисление проводилось в 3 этапа, второй этап был разделен на первую и вторую «волны»). Таким образом, будет исключена громоздкость процедур зачисления.
9. Если по итогам основного этапа зачисления остались незаполненные места (абитуриенты отказались от поступления), вузы смогут провести дополнительное зачисление абитуриентов на такие места на основании конкурсных списков. Ранее такой механизм отсутствовал, что приводило к ситуации, что даже после «второй волны» зачисления могли возникать незаполненные места, которые вузы не могли использовать для зачисления других абитуриентов из конкурсных списков.
10. Информация о приеме, включая правила приема, размещается вузами на своих официальных сайтах в сети «Интернет» не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема (ранее – не позднее 1 октября).

 

Наука спасает мир: как российские ученые помогают очистить водоемы от загрязнений

Согласно целям нацпроекта «Наука», Россия к 2024 году должна войти в топ мировых научных держав. Национальная программа предусматривает поддержку молодых ученых, создание условий для развития и комфортной работы в своем регионе, в ее рамках открываются современные научные лаборатории и научно-образовательные центры.
Ученые, в свою очередь, с энтузиазмом используют полученные возможности для новых исследований, многие из которых направлены на решение таких глобальных задач, как предотвращение экологического кризиса, очистка водоемов и защита лесов.
Именно о таких ученых и их открытиях портал «Будущее России. Национальные проекты» совместно с Министерством науки и высшего образования России рассказывает в новой рубрике – «Наука спасает мир». О том, как очистить и защитить дно водоемов от нефти, как обстоят дела с климатом в Арктике и нужно ли вылавливать сомов, чтобы изучить популяцию – в первом материале рубрики.
Нефть озеру не страшна: ученые придумали, как очистить дно водоемов от углеводородов
Технологию «Аэрощуп» разработали в Биологическом институте Томского государственного университета. Система позволяет очистить дно водоемов от нефтяных отложений.
«Аэрощуп» основан на принципе флотации: устройство собирает нефть со дна за счет молекулярного прилипания нефтяных углеводородов к границе двух фаз – воздуха и жидкости. При этом для того, что провести работы на большом водоеме, не потребуется огромной команды – достаточно всего лишь пяти человек, так как многие процессы автоматизированы. Например, диагностику водоема и картирование загрязненной территории «щуп» производит самостоятельно.
Руководитель проекта, директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев уже 20 лет занимается разработкой технологий очистки природы от нефти. По его словам, ежегодно в результате аварий в окружающую среду попадает около 20 миллионов тонн нефтепродуктов, и значительная часть этого объема поступает в водоемы. «Если водный объект находится в доступном месте, часть нефти удается собрать с поверхности воды, но при отсутствии оперативного сбора загрязнений до 60% сырья оседает на дно. Есть водоемы, до которых добраться крайне сложно, и там в течение 30-40 лет нефть остается в донных отложениях, отравляя экосистемы озер. Поэтому вопрос их очистки является одной из наиболее острых экологических проблем», – рассказал ученый.
На сегодняшний день «Аэрощуп» очистил свыше 100 озер в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, технология получила бессрочное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора и не имеет аналогов. Всего же биологи ТГУ создали более 20 изобретений и технологий для очистки водоемов от нефти и нефтепродуктов.
Чистим воду естественной средой: ученые придумали эффективные и недорогие фильтры
Новый способ очищения водных объектов на примере рек Среднего Урала разработали сотрудники Института экономики УрО РАН. Они предложили проект по формированию биогеохимического барьера на пути потока загрязняющих веществ.
На Среднем Урале широко распространены живые организмы (растения) с высоким порогом токсичности, во многих случаях они являются доминирующими видами – это рогоз широколистный, ряска малая, хвощ речной, горец земноводный, рдест курчавый и т.д. Выбор или сочетание данных видов дает положительный экологический эффект при очистке поверхностных водоёмов. Живые организмы с высоким порогом токсичности способны поглощать большое количество загрязняющих веществ, при этом сохраняя свою жизнеспособность. Как отмечают ученые, снижение концентрации загрязняющих веществ на таких барьерах может достигать 80-90%.
Биогеохимический барьер моделируется в зависимости от характера загрязнения. Он может быть организован в виде искусственного водоема на загрязняемом водотоке, где в очистке воды участвует только погружённая водная растительность. Другой вариант – ботаническая площадка с «банкетами», которая эффективна при задержании органических веществ, нефтепродуктов, СПАВ, минеральных соединений, бактериального загрязнения. Наиболее сложная конструкция биогеохимического барьера – это биомодуль. Биомодуль представляет собой плавающую конструкцию, которая несет на себе модули с растениями, подобранными определенным образом. На них могут располагаться носители субстанции для закрепления микрофлоры и других звеньев биоты, а также могут быть помещены рыбы, – то есть сформирована полноценная озёрная или речная экосистема. 
Проведенное лабораторное и натурное моделирование биоплато и изучение очищающей способности водоема в присутствии высшей водной растительности (рогоза узколистного и хвоща болотного) показало, что по всем загрязняющим компонентам – железо, медь, цинк, свинец, кадмий, мышьяк, сульфаты – достигается стабильное снижение концентрации от нескольких десятков ПДК до уровней, соответствующих требованиям для водных объектов питьевого и общесанитарного назначения.
Создатели способа – Александр Семячков, доктор геолого-минералогических наук, профессор, руководитель Центра природопользования в Институте экономики УрО РАН, заведующий кафедрой «Геоэкология» УГГУ, а также его коллеги, Александр Попов, кандидат технических наук и Виктория Почечун, кандидат геолого-минералогических наук – отмечают, что предложенные технологии защиты водных объектов с помощью биогеохимических барьеров являются инновационными, что связано с их высокой эффективностью, низкой стоимостью и возможностью применения в любых природно-техногенных условиях.

 

Граница материального мира

Объединенный институт ядерных исследований стал одним из победителей конкурса Минобрнауки России на предоставление грантов в форме субсидий в проведении крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Проект «Сверхтяжелые ядра и атомы: пределы масс ядер и границы Периодической таблицы Менделеева» затрагивает один из фундаментальных вопросов естествознания, связанный с границами существования материального мира – мира ядер и атомов.
История науки тесно связана с познанием окружающего мира: устройства, законов движения и границ существования. Сегодня известно, что элементов намного больше, чем предполагалось еще 50 лет назад, а значит, и границы материального мира значительно дальше. 
В Периодическом законе химических элементов, обнародованном Дмитрием Менделеевым в 1869 году, было всего 63 элемента. Сегодня их – 118. И это, как следует из последних результатов, еще не предел. 
В рамках проекта «Сверхтяжелые ядра и атомы: пределы масс ядер и границы Периодической таблицы Менделеева» ученые ОИЯИ собираются решить две задачи:
  1. Определить существование предельно тяжелых атомных ядер (в исследованиях свойств ядерной материи). 
  2. Найти электронную структуру тяжелейших атомов в сверхсильных электрических полях (в исследованиях свойств атомной материи).
Первая часть проекта нацелена на глубокое понимание свойств ядерного вещества в условиях огромных кулоновских полей, а также неизвестных ядерных сил, способных удерживать до 300 нуклонов от развала на два фрагмента. Это позволит проследить эволюцию свойств ядер при приближении к границам стабильности и определить границы масс ядер. Последнее связано с природой ядерных сил, ответственных за связь протонов и нейтронов в тяжелейших ядрах. В астрофизических процессах природного синтеза они, как известно, определяют образование элементов во Вселенной.
В Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ были впервые синтезированы самые тяжелые элементы с атомными номерами от 113 до 118, замыкающие седьмой период Периодической таблицы Менделеева. В этих исследованиях впервые подтвердились предсказания современной теории ядра о существовании «острова стабильности» в области ранее неизвестных, самых тяжелых (сверхтяжелых) элементов. Они могут открыть новую, неизвестную и яркую область химии. Синтез первых элементов начала 8-го периода с атомными номерами 119 и 120 может быть осуществлен по аналогии с тем, как при открытии известных тяжелейших элементов, что является задачей недалекого будущего.
Экспериментальные исследования тяжелейших ядер и атомов пройдут на Фабрике сверхтяжелых элементов в Дубне. Фабрика базируется на новом ускорителе – циклотроне ДЦ-280 с интенсивностью пучков ионов, превосходящем все существующие в мире подобные ускорители. На установке каждую секунду происходят десятки триллионов ядерных реакций. В рамках проекта ученые ОИЯИ впервые реализуют преимущества нового комплекса – в экспериментальных исследованиях сразу двух сверхтяжелых элементов: 114-го (флеровия) и 115-го (московия). В химических свойствах флеровия, в частности, в его соединении с атомами золота при различных температурах, ожидается выраженный релятивистский эффект. А механизм образования изотопов московия (115) и свойства их радиоактивного распада являются прямой проверкой микроскопической теории ядра. 
Вторая часть проекта относится к границам применимости Периодического закона Менделеева. «Проблема касается электронной структуры тяжелого атома, когда в игру вступает “релятивистские эффекты”, связанные с возрастанием массы электронов на внутренних орбитах по мере приближения их скорости к скорости света. Возникающее при этом “релятивистское сжатие” внутренних орбит меняет квантовые характеристики внешних электронов, ответственных за химические свойства элемента. Из-за быстрого роста релятивистского эффекта с увеличением атомного номера в химическом поведении сверхтяжелых элементов будет нарушено групповое подобие и “размыта” периодичность их свойств», – отметил академик РАН, научный руководитель Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ Юрий Оганесян. 
Неопределенности в предсказаниях базовых свойств элементов, согласно расчетам, возникают, начиная с атомных номеров 122. Решить проблему могли бы квантовые компьютеры. Поэтому ученые института займутся разработкой алгоритмов (включая квантовые) для расчета структуры сверхтяжелых атомов и их реализацией с использованием суперкомпьютера «Говорун» ОИЯИ.
Над задачами будут работать научные сотрудники трех лабораторий: Объединенного института ядерных исследований (Дубна, Московская область), Санкт-Петербургского государственного университета, Института аналитического приборостроения РАН (г. Санкт-Петербург), а также ученые ведущих ядерно-физических центров GSI (Германия), PSI (Швейцарии) и Университета Тель-Авива (Израиль).
Проект возглавил академик Юрий Оганесян. Административным руководителем стал ученый секретарь ЛЯР ОИЯИ Александр Карпов. Более половины участников – молодые ученые, аспиранты и студенты. По результатам, полученным в ходе выполнения проекта, планируются защиты четырех диссертаций на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук в 2022 году и трех – до конца 2024 года.

 

Итоги ИТ-диктанта: хорошее критическое мышление, но проблемы с поиском информации

Участниками Всероссийской образовательной акции по информационным технологиям «ИТ-диктант» стали более 50 тысяч человек из всех субъектов РФ. Среди них 14 000 студентов из 248 вузов и 10 000 школьников. Акция прошла в сентябре.
В этом году абсолютное большинство участников проверили свой уровень цифровой грамотности онлайн, ответив на 32 вопроса. Тестирование показало, что с направлением «Критическое восприятие информации» большинство участников справились хорошо (средний балл – 70,9). Вопросы касались определения достоверности источника информации и самой информации. Например, если вы наткнулись в интернете на новость с фотографией, и сомневаетесь в том, правдива ли она, то правильным и самым эффективным будет выполнить поиск по изображению, найти самое раннее появление этой фотографии в интернете и новости, с которыми она была связана. Самый высокий средний балл по этой компетенции у участников из Чукотского АО – 91,7.
Ответы на вопросы по цифровому потреблению также имеют высокий средний балл – 69,8. Большинство участников правильно отвечали на вопросы об особенностях социальных сетей, работе режима инкогнито в браузерах и cookies-файлах. Со средним баллом в 90,5 в лидеры вышли жители Камчатского края.
Вопросы из категории «Финансовые операции и онлайн-покупки» касались тех технологий и сервисов, к которым сегодня обращаются практически все пользователи. Это онлайн-покупки, безопасность виртуальных банковских карт и кэшбек. Средний балл – 69. Рекордный средний балл здесь набрали участники из Тверской области – 97,2.
В компетенциях «Цифровая безопасность» и «Использование цифровых устройств и их синхронизация» средний балл составил 67,6 и 66,7. Вопросы по безопасности были связаны со сменой паролей, путями заражения компьютера вирусами, а также о том, какая информация, угрожающая личной безопасности пользователя, может храниться и содержаться в цифровой фотографии. Категория «Поиск информации» стала направлением с самым низким средним баллом – 55,3. Здесь вопросы касались возможностей функционала поисковых систем, самого процесса поиска информации и его эффективности.
В этом году на «отлично» с диктантом справился 941 участник. В прошлом году оценку «5» получили 1048 человек.
Инициатором акции является Департамент информатизации Тюменской области. В этом году акция прошла уже во второй раз при поддержке федеральной сети «Точек кипения» и впервые при поддержке Минобрнауки России. Организаторами ИТ-диктанта в регионах выступили более 100 организаций, взявших на себя обязательства по продвижению и освещению образовательной акции.
Особенностью образовательной акции «ИТ-диктант» этого года стало участие иностранных государств. Проверкой своего уровня цифровой грамотности заинтересовались граждане: Украины, Казахстана, Беларуси, Таджикистана, США, Великобритании, Франции, Финляндии, Нидерландов.

 

Число участников академических обменов между Россией и Китаем достигло 100 тысяч человек

 В сентябре в формате видеоконференцсвязи состоялось 20-е заседание Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования. Возглавили мероприятие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев и заместитель Министра образования Китайской Народной Республики Тянь Сюецзюнь.
 Стороны подвели итоги работы, выполненной после проведения 19-го заседания Российско-Китайской подкомиссии, а также обсудили планы на ближайшую перспективу. За последние годы экспорт образовательных услуг в двух странах получил значительный рост, расширились взаимовыгодные связи между образовательными организациями, повысился уровень заинтересованности в изучении русского и китайского языков. Так, к 2020 году число двусторонних обменов между Россией и Китаем достигло 100 тысяч человек.
 Стороны высоко оценили развитие межвузовского сотрудничества, в том числе в рамках деятельности ассоциаций профильных вузов России и Китая. Сопредседатели отметили, что совместный Университет «МГУ-ППИ в Шэньчжэне» является показательным примером успешного межвузовского сотрудничества двух стран. Университет должен стать одним из ведущих научно-образовательных учреждений с научно-исследовательскими центрами и комплексом лабораторий для проведения исследований по приоритетным для обеих стран направлениям.
 Дмитрий Афанасьев обозначил основные ориентиры для совместной работы с китайскими партнерами по развитию и укреплению сотрудничества в области образования в 2020 году. Замминистра подчеркнул, что в период нестабильной эпидемиологической обстановки в мире нам необходимо уделять особое внимание разработке новых совместных онлайн-технологий для предоставления качественных образовательных услуг обучающимся в дистанционном формате, а также развивать электронные образовательные ресурсы на русском и китайском языках.
 Следующее заседание Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования пройдет в 2021 году в России.

 

Минобрнауки России вводит новые ведомственные награды

Приказ «О ведомственных наградах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» от 14 августа 2020 года № 1020 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 26 сентября. 
                                          
Приказом вводится новая линейка ведомственных наград, к уже имеющимся добавлены такие награды, как медаль «За безупречный труд и отличие», медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области научно-технологического развития», медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области образования», а ранее учрежденный знак отличия Министерства преобразован внешне и переименован в знак отличия Министерства - «Ветеран» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
 
Кроме того, для молодых ученых, аспирантов учрежден нагрудный знак «Молодой ученый», награждение которым не предполагает  требований к стажу. 
 
В линейке ведомственных наград Минобрнауки России также сохраняются  медаль К.Д. Ушинского, почетные звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» и «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации», звание «Почетный работник» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, нагрудный знак «Почетный наставник», а также Почетная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 
 
Решение о награждении принимает Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
 

 

Минобрнауки России: премии ректоров университетов будут зависеть от уровня зарплат преподавателей

Министерство науки и высшего образования РФ внесет изменения в показатели эффективности деятельности подведомственных университетов и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера ректорам вузов.
 Сегодня вопрос повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава университетов обсуждался в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» с Министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым. 
 В ходе дискуссии Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поднял вопрос о разрыве в уровне заработной платы профессорско-преподавательского состава и администрации университетов: «Президентом было принято решение об оплате труда работников высшей школы. Она должна составлять две средних по экономике региона, на деле ситуация складывается таким образом, что заработная плата ассистента, доцента в разы меньше, а иногда до пятнадцати раз, чем заработная плата ректора, проректора».
 Валерий Фальков заявил, что было бы правильно привязать премию ректора университета к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально эту заработную плату получают: «На наш взгляд, было бы правильно привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета, не общему показателю выполнения – две средних по экономике региона в целом в коллективе, а к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально эту заработную плату получают».
 Он также добавил: «Если будет соответствующая поддержка, я сегодня подпишу необходимые изменения в приказ – и уже в самое ближайшее время мы начнем корректировать премии ректоров, исходя из того, какая заработная плата не в целом по коллективу, а у какого количества работников больше двух средних по экономике». 
 Вячеслав Володин поблагодарил Министра и отметил, что депутаты это решение поддерживают. Он также предложил распространить такое решение на вузы, подведомственные другим министерствам.
 Проект приказа Минобрнауки России был размещен на федеральном портале нормативных правовых актов вскоре после «правительственного часа». В данный момент проводятся общественные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

 

Победителями конкурса «Россия и Германия: научно-образовательные мосты» стали 25 совместных проектов

Результаты открытого российско-германского конкурса были объявлены в сентябре на торжественной Церемонии закрытия Российско-германского года научно-образовательных партнерств 2018–2020 гг. Перекрёстный Год проходил под патронатом Министров иностранных дел Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, при поддержке Минобрнауки России.
В рамках Перекрестного Года состоялся интенсивный диалог между академическим и вузовским сообществами, популяризация программ поддержки молодых ученых двух стран в сфере высшего образования и российско-германских научно-исследовательских проектов.
В первой части торжественной церемонии состоялось вручение дипломов победителям конкурса «Россия и Германия: научно-образовательные мосты», направленного на популяризацию, укрепление и содействие развитию уже существующих и формированию новых партнерских связей между представителями научно-образовательных сообществ России и Германии.
«Мы присутствуем на знаменательном событии – закрытии перекрестного года академических партнерств, который проводился между Германией и Россией под патронатом двух министерств иностранных дел при активной роли службы академического обмена ФРГ и Германского Дома науки и инноваций в Москве.  Это два года совместной очень интересной, живой научной и образовательной работы, которые показали, что мы опираемся на глубокие традиции. Приветствуя наших немецких коллег в здании Германской академии наук, нельзя не вспомнить, что и Российская Академия наук создавалась вместе с немецкими учеными. Германия традиционно – ключевой партнер для России, не только в политико-экономическом смысле, но и в духовном. Это всегда была очень серьезная, глубинная связь интеллектуальных элит двух стран, которая, в общем, принесла очень много пользы человечеству», - отметил, открывая мероприятие, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой.
Победителями конкурса стали 25 проектов, реализуемые российскими учеными совместно с коллегами из Германии. Это проекты в области биомедицины, агротехнологий, образования, экономики, юриспруденции, лингвистики и др. Среди них «Наногибриды для тераностики» НИТУ «МИСиС» и Университета Дуйсбурга-Эссена, «Travelling Seminar – Наноматериалы и Мега-сайнс центры» УрФУ и Байротского университета, «Международное сотрудничество по изучению животных из космоса ICARUS» Института географии РАН, Института поведения животных Макса Планка и Констанцского университета. Полный список проектов-победителей размещен на портале «перекрестного» Года.
Информационный ресурс был разработан и запущен на двух языках координаторами Года - Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» и Германской службой академических обменов (DAAD) совместно с Германским домом науки и инноваций (DWIH) в Москве. Портал отражает интенсивный диалог представителей вузов и научных кругов, освещая примеры, проекты и личные впечатления от сотрудничества между академическим и вузовским сообществами двух стран. Важной функцией портала является популяризация программ поддержки молодых ученых в сфере высшего образования двух стран, а также российско-германских научно-исследовательских проектов с участием молодых ученых из России и Германии.
На сайте зарегистрированы 154 организаций. Из них 67 – российских и 87 германских. За период работы сайта более 3,5 тысячи человек ознакомились с информацией, опубликованной на информационном портале. География посещений обширна – Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новосибирск, Иркутск, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Томск, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Пермь, Кемерово, Владивосток, Архангельск и другие города России. Помимо российских городов сайт посещают жители Германии, Финляндии, Италии, Ирландии, США, Нидерланды и Франция.
«Международная солидарность является, в том числе, и задачей науки, научного сообщества. Корни российско-германского сотрудничества глубоки, оно пережило кризисные времена и преодолело различные проблемы, и именно ученые во многом способствовали этому», – подчеркнул, выступая на Церемонии закрытия Года, Андреас Гёрген, директор Департамента культуры и коммуникации Федерального министерства иностранных дел ФРГ.
Участники дискуссии «Диалог в науке и образовании: перспективы российско-германского сотрудничества» обсудили выстраивание дальнейшего взаимодействия в условиях пандемии коронавируса. Российская и германская сторона пришли к выводу, что научную коллаборацию можно продолжить онлайн, но межкультурный опыт доверия невозможно создать виртуально, поэтому в этот сложный период необходимо сохранить основу доверия между Россией и Германией.
Первый вице-директор Объединенного института ядерных исследований (г.Дубна), спецпредставитель Минобрнауки России по вопросам научной, научно-технической и научно-образовательной политики, вопросам взаимодействия с РАН, а также вопросам международного научно-технического сотрудничества Григорий Трубников подчеркнул, что Перекрёстный Год закрывается формально, его задачей было придать ускорение тому сотрудничеству, которое исторически сложилось между учеными двух стран, и взаимодействие научных кругов двух стран будет продолжаться с еще большей интенсивностью. Для уменьшения количества административных процедур в процессе научного сотрудничества Григорий Трубников предложил ввести паспорт ученого для исследователей России и Германии. Эта инициатива была поддержана немецкой стороной.
«Россия и Германия не просто гордятся научным сотрудничеством прошлых лет, и не только осуществляют совместные проекты в настоящем, мы все время говорим о будущем. Руководители наших стран подписывают документы с реализацией на десятки лет вперед, это и поддержка академических обменов, и создание крупной совместной исследовательской инфраструктуры, то есть выстраивание условий для безбарьерного обмена интеллектуальным потенциалом получает политическую поддержку. И наши государства должны быть уверены, что наука будет совместными усилиями быстро реагировать на глобальные вызовы. Наука должна давать ответы на задачи государств, и противодействие пандемии коронавируса – одна из таких задач», - подчеркнул Григорий Трубников.
Также было отмечено, что большие перспективы у научного сотрудничества двух стран в космосе и в глубинах океана. Россия и Германия имеют хорошие шансы быть здесь лидерами. Так, прозвучало предложение о проведении двустороннего конкурса совместных экспериментов на международной космической станции для совместного освоения околоземного пространства.

 

Минобрнауки России и «Опора России» подписали Соглашение о сотрудничестве

Вопросы взаимодействия сторон будут касаться развития молодежного технологического предпринимательства, создания качественных образовательных программ в интересах бизнеса, а также коммерциализации научных разработок. В церемонии подписания Соглашения приняли участие Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков и президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.  
 В рамках подписания соглашения в пресс-центре ТАСС состоялась дискуссия о развитии и поддержке молодежных предпринимательских инициатив и содействии трудоустройству студентов и выпускников вузов и научных организаций.  
 Валерий Фальков отметил, что Минобрнауки России и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» сотрудничают на протяжении многих лет. 
 «Наша общая задача – максимизация вкладов в достижение национальной цели “достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство”», –  заявил глава ведомства.
 Он добавил, что Министерство науки и высшего образования РФ рассматривает авторитетные общественные организации в качестве стратегических партнеров, в том числе по вопросу трудоустройства студентов и выпускников вузов. Валерий Фальков также подчеркнул: «Министерство заинтересовано в том, чтобы выпускники вузов не просто трудоустраивались, но и сами создавали рабочие места, становясь предпринимателями».
 Для достижения этой цели крайне важно, чтобы студенты взаимодействовали с предпринимателями.  «Нам важно опираться на состоявшихся предпринимателей, которые могут поделиться опытом», – прокомментировал Валерий Фальков. 
 Александр Калинин, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», подчеркнул важность обмена навыками между профессорско-преподавательским составом и представителями компаний.
 «Обмен навыками между преподавательским составом и бизнесом, а даже иногда и обмен кадрами, крайне необходим для современного предпринимательства», – заявил он.
 Валерий Фальков отметил, что в университетах уже запущены программы, нацеленные на развитие предпринимательских компетенций у студентов. Одной из таких инициатив является программа «Стартап как диплом», которая представляет собой защиту выпускной работы в вузе в виде бизнес-проекта или стартапа. 
 Министр также заявил, что в рамках нацпроекта «Наука» будут развиваться университетские студии студенческого технологического предпринимательства. 
 «На это заложены отдельные средства, партнерство здесь тоже очень важно. Университет, по определению, это та среда, где студент должен попробовать создать свое первое дело», – заключил Валерий Фальков.
Ещё