Федеральная Площадка РФ

Около 30% российских аптек продают маркированные лекарства

Министерство здравоохранения Российской Федерации держит на контроле ситуацию с лекарственным обеспечением граждан. Производители, дистрибуторы, медицинские и аптечные организации накопили запасы лекарственных препаратов, произведенных до вступления в силу обязательной маркировки средствами идентификации. Несмотря на это, уже около 30% аптечных организаций начали продажу маркированных препаратов. На начало сентября из оборота через кассы выведено более миллиона упаковок лекарств.
Согласно данным ФГИС МДЛП, маркированные лекарства есть на балансе у 51% зарегистрированных аптечных организаций. Вместе с тем 21% аптечных организаций при наличии маркированных лекарств не выбывают их через МДЛП.
Напоминаем, что немаркированные лекарства, произведенные до 1 июля 2020 года, могут продаваться и использоваться до истечения их срока годности. Это же касается выпущенных до 1 октября 2020 года препаратов, на которых получены разрешения межведомственной комиссии.

 

4 из 10 создаваемых в России научных центров мирового уровня будут связаны со здравоохранением

Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития под председательством  вице-премьера Правительства РФ Татьяны Голиковой утвердил перечень из 10 центров по приоритетам научно-технологического развития, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.

НЦМУ создаются в формате консорциумов в рамках национального проекта «Наука». Паспортом федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» предусмотрено финансовое обеспечение на период 2020–2024 годов в объеме 15,46 млрд рублей.

Из 10 утвержденных Советом НЦМУ 4 связаны со здравоохранением и созданы в рамках приоритета 20«в» Стратегии «Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения»:
- НЦМУ «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение». В  создании центра участвуют: Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, Институт системного программирования им. В.П.Иванникова, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, НИИ биомедицинской химии им. В.Н.Ореховича, Институт конструкторско-технологической информатики Российской академии наук.  
- НЦМУ «Национальный центр персонализированной медицины эндокринных заболеваний». Организацией, участвующей в создании центра определен Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии.  
- НЦМУ «Павловский центр “Интегративная физиология – медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости”». Создатели центра: Институт физиологии им. И.П.Павлова Российской академии наук, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова Российской академии наук, Институт медико-биологических проблем Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».
- НЦМУ «Центр персонализированной медицины». В создании центра примут участие: Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова Минздрава России, Институт экспериментальной медицины.
Определяющими критериями конкурсного отбора стали наличие опыта проведения исследований по направлениям деятельности центра, программа научных исследований, кадровый потенциал, а также научная инфраструктура центра. Кроме того, учитывались инновационная база центра, его интегрированность в международную научную деятельность и планируемый вклад в реализацию приоритетных направлений развития России, количество научных публикаций исследователей, актуальность планируемых исследований и перспективы их дальнейшего использования.

 

Объем подготовки кадров в образовательных и научных организациях Минздрава России в новом учебном году существенно увеличен

Формирование объемов подготовки по программам высшего образования за счет средств федерального бюджета в 2021/2022 по специальностям выполнено в соответствии с прогнозируемыми потребностями рынка труда в кадровых ресурсах определённой квалификации.
Нормативными документами при распределении контрольных цифр приема предусмотрены учет заявки организации на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, рейтинга эффективности организации по данной специальности, а также согласование итоговых контрольных цифр приема с исполнителем (образовательной или научной организацией). Такой подход позволил увеличить контрольные цифры приема в целом практически всем образовательным и научным организациям, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации. Лидируют в этом списке вузы и НИИ с высокими рейтингами эффективности по большинству преподаваемых специальностей.
В 2021/2022 году в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях увеличен объем подготовки кадров за счет средств федерального бюджета в целом почти на 17% (16,92 %). В том числе по программам бакалавриата – более  чем на 45% (45,21%); по программам специалитета – более чем на 13 % (13,64%); по программам магистратуры  – более  чем на 10%; по программам ординатуры – почти на 24% (23,97%).
По программам бакалавриата был увеличен объем подготовки за счет средств федерального бюджета по специальности «Сестринское дело» более чем на 45 %. Количество бюджетных мест по этой специальности увеличилось на 92,31% в Томской области, на 66,67% – городе федерального значения Москве, на 50% – в республике Татарстан, Ростовской области, городе федерального значения Санкт-Петербурге, на 20% – в Архангельской области. В Саратовской и Тюменской областях количество бюджетных мест по специальности «Сестринское дело» уменьшилось на 23,08% и 50% соответственно.
По программам специалитета объемы подготовки за счет средств федерального бюджета были увеличены по следующим специальностям: «Лечебное дело» (на 18,37%), «Медико-профилактическое дело» (на 9,99%) , «Медицинская биофизика» (на 22,22%), «Медицинская кибернетика» (на 47,95%), «Педиатрия» (на 17,6%), «Стоматология» (на 3,23%), «Фармация» (на 0,07%). По специальности «Медицинская биохимия» контрольные цифры приема снижены на 0,37%. Общее количество бюджетных      мест по программам подготовки специалитета увеличилось во всех субъектах Российской Федерации. В то же время, на фоне увеличения количества бюджетных мест по специалитету в целом в ряде регионов по отдельным специальностям контрольные цифры приема были снижены: Астраханская область  (по специальности «Фармация» – на 7,69%), Кемеровская область (по специальностям «Медико-профилактическое дело» – на 20%, «Стоматология» – на 6,25%), город федерального значения Москва (по специальности «Медицинская биохимия – на 18,18%), Оренбургская область (по специальности «Медико-профилактическое дело» – на 5,71%),  Смоленская область (по специальности «Фармация» – на 2,94%), Хабаровский край  (по специальности «Медицинская биохимия – на 6,67%).
Объемы подготовки специалистов за счет средств федерального бюджета по программам ординатуры в 2021/22 году были увеличены по 76 из 86 заявленных специальностей. Более, чем на 50% количество бюджетных мест возросло по 35 специальностям («Вирусология», «Генетика», «Гериатрия», «Гигиена детей и подростков», «Гигиеническое воспитание», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Диетология», «Колопроктология», «Коммунальная гигиена», «Лабораторная генетика», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Остеопатия», «Пластическая хирургия», «Психотерапия», «Пульмонология», «Радиационная гигиена», «Радиология», «Радиотерапия», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы», «Стоматология общей практики», «Судебно-психиатрическая экспертиза», «Сурдология-оториноларингология», «Ультразвуковая диагностика», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика», «Эндоскопия», «Эпидемиология»).
Общее количество бюджетных мест по программам ординатуры увеличилось в 28 из 42 субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся подведомственные Минздраву России образовательные и научные организации (Амурская, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Челябинская области; Забайкальский, Красноярский, Краснодарский, Ставропольский края; города федерального значения Москва и Санкт-Петербург; Республики Алтай, Башкортостан, Татарстан, Удмуртская).

 

Минздрав России поддерживает разработку основополагающих стандартов по системам искусственного интеллекта в клинической медицине

Согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года создание условий, которые будут обеспечивать использование технологий искусственного интеллекта в области здравоохранения – одна из ключевых задач по улучшению уровня жизни населения. Вопросы доверия к медицинским интеллектуальным системам и связанные с применением систем ИИ в медицинской диагностике барьеры могут быть сняты за счёт стандартизации требований к методикам испытаний интеллектуальных систем, а также критериев соответствия данных систем требованиям безопасности.
Инициатива создания национальных стандартов для внедрения систем ИИ в клинической медицине принадлежит профильному подкомитету ТК 164 «Искусственный интеллект», который был организован на базе Центра диагностики и телемедицины, возглавляемом Сергеем Морозовым, членом Общественного совета при Минздраве России. Работа по стандартизации ИИ в клинической медицине поддержана на государственном уровне, поскольку имеет особую значимость для создания единой системы оценки безопасности, точности и надежности функционирования систем на основе ИИ в здравоохранении. 
ПК 01/ТК 164 начал функционировать в составе ТК 164 «Искусственный интеллект», образованного на базе Российской венчурной компании, в январе 2020 года. Его базовой организацией стал Центр диагностики и телемедицины, а в состав вошло более 50 организаций и независимых экспертов. В соответствии с Программой национальной стандартизации на 2020 год, утвержденной Росстандартом, ПК01 разработает проекты шести стандартов по различным аспектам функционирования искусственного интеллекта (ИИ) в клинической медицине. Два из них будут полностью готовы уже к концу этого года.

 

Минздрав России утвердил правила проведения рентгенологических исследований

Минюстом России произведена государственная регистрация приказа Минздрава России от 9 июня 2020 г. №560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований».
Принятие приказа направлено на организацию деятельности медицинских и иных организаций, проводящих рентгенологические исследования, установление рекомендуемых штатных нормативов, а также на утверждение стандартов оснащения структурных подразделений.
Приказом устанавливается порядок деятельности рентгенологического кабинета, кабинета КТ, МРТ, рентгеновского отделения, Центра лучевой диагностики. 
Впервые регламентируется деятельность дистанционного консультативного центра лучевой диагностики (референс-центра), основная функция которого – дистанционное взаимодействие между медицинскими работниками в целях анализа и расшифровки рентгенологических исследований. Положением о референс-центре рекомендовано использование телемедицинских технологий и искусственного интеллекта при проведении исследований, выдачу пациентам результатов исследований в цифровом виде.
Правилами рекомендуется медицинским организациям применять современные информационные технологии поддержки принятия врачебных решений, интегрированных с медицинскими информационными системами.
Приказом предусматривается электронная форма протокола рентгенологического исследования. Протокол исследования с согласия пациента или его законного представителя может оформляться в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-рентгенолога, проводившего исследование.
Указанные нововведения упростят процедуру рентген-исследований, сократят время ожидания результатов и позволят повысить их достоверность.
Новые правила проведения рентгенологических исследований вступят в силу с 1 января 2021 года.

 

Первая партия вакцины от коронавируса «Sputnik V» выпущена в гражданский оборот

Первая партия вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции «Гам-Ковид-Вак» ("Sputnik V"), разработанной НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Минздрава России, прошла необходимые испытания по качеству в лабораториях Росздравнадзора и выпущена в гражданский оборот.  В ближайшее время ожидаются поставки первых партий вакцины в регионы.

Подписано постановление о новых стимулирующих выплатах для работников, участвующих в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил  Мишустин подписал постановление о новых стимулирующих выплатах для работников, участвующих в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19. В соответствии с документом выплаты стимулирующего характера  за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач  будут произведены: 

- медицинским работникам, 

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
- сотрудникам, имеющим специальные звания  и проходящим службу в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, 

- лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации,

- сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, 

- сотрудникам органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
а также ФГБОУ Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", 

- оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор и мероприятия  по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории России.

 

Минздрав России: Регламентирован порядок выплат медикам за выявление онкологических заболеваний в рамках диспансеризации и профосмотров

Министерством здравоохранения Российской Федерации издан приказ о порядке и условиях осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
За каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, подтвержденного при дальнейших исследованиях, будет осуществляться выплата в 1 тыс. руб., из которых 500 руб. получает врач, ответственный за организацию и проведение профосмотра и диспансеризации (за исключением руководителя медорганизации), и еще 500 руб. (суммарно) - медицинские работники, назначившие диагностическое исследование в ходе или по результатам профосмотра и диспансеризации, своевременно выполнившие его и установившие диспансерное наблюдения за пациентом.
В документе прописан алгоритм действий медицинских и страховых организаций, территориальных фондов, указаны сроки обработки информации и перечисления средств, а также приложены образцы заявок на получение средств, соглашения ТФОМС и медицинской организации на софинансирование расходов для осуществления денежных выплат.
Для предоставления целевых межбюджетных трансфертов на стимулирующие выплаты медработникам за выявление онкологических заболеваний при диспансеризации и профосмотрах в бюджете ФОМС запланировано выделение 1,2 млрд руб. ежегодно в течение ближайших трех лет.
Главный внештатный онколог Минздрава России, академик РАН Андрей Каприн: «Это очень важный стимул. Усиление внимания, онкологической настороженности врачей-терапевтов, докторов других специальностей во время профосмотров и диспансеризации позволит нам увеличить выявление онкологических заболеваний на ранних стадиях, а значит и более эффективно бороться со злокачественными новообразованиями. Такие стимулирующие выплаты в ряде регионов уже дали хорошие результаты. Теперь эта работа выйдет на общефедеральный уровень».

 

Минздрав России инициировал создание Федерального аккредитационного центра для аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов

В целях совершенствования процедуры аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов Минздравом России принято решение о создании Федерального аккредитационного центра. 
Основная цель ФАЦ – обеспечение организационно-технического и информационного сопровождения процедуры аккредитации специалистов в субъектах Российской Федерации. 
Решение о создании ФАЦ обусловлено ежегодным ростом числа специалистов, подлежащих аккредитации, а также увеличением количества аккредитационных комиссий, подкомиссий, площадок для проведения аккредитации. Создание центра позволит сохранить единые подходы, правила и условия проведения аккредитации на всей территории России.
Кроме того, в задачи ФАЦ войдут выработка предложений по модернизации процедуры аккредитации специалистов, ведение реестров, содержащих информацию об аккредитационно-симуляционных центрах и аккредитационных комиссиях, информирование о правилах и порядке проведения процедуры аккредитации.
Деятельность ФАЦ будет способствовать полному переходу на систему  аккредитации, что сегодня является одним из главных направлений изменения существующей модели подготовки кадров в сфере здравоохранения.

 
Ещё